Пути развития санавиации

05.06.2018

Для снижения всевозможных рисков в работе санитарной авиации нужно в корне изменить подход к возникающим проблемам и ошибкам персонала. К такому заключению пришли участники 7-й межведомственной научно-практической конференции «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация» на 11-й выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2018.

Как отметил директор московской клиники «Мобильная медицина» Сергей Суворов, управление рисками в санитарной авиации — бесконечный процесс, требующий постоянно анализа, исправления ошибок и снова анализа. Наиболее часто случающиеся проблемы, это отсутствие в экипаже сотрудника нужной специальности, неприятности в пути (технические неполадки, погодные условия), внешние помехи (толпа зевак, к примеру), необходимость принимать решение в ограниченное время и так далее.

Одним из главных рисков является, естественно, человеческий фактор. Там забыл, здесь недосмотрел, тут понадеялся на авось, а в результате все это может стоить пациенту жизни и здоровья. Сергей Суворов напомнил собравшимся о моделях поведения Расмуссена, который выделил три основных типа — поведение навыков, правил и знаний. В первом случае речь идет об автоматических реакциях на события, во втором — о следовании инструкциям. Проблема с последними в том, что составить их на все случаи жизни невозможно.

— Есть даже такое понятие, как фельдшеризм, когда медработники действуют исключительно по выданным им инструкциям. Рано или поздно они сталкиваются с тем, что инструкция не срабатывает, потому что жизнь намного сложнее, и тогда они впадают в ступор и не знают, что делать, — пояснил спикер.

Наконец, третья модель — поведение знаний, когда специалист способен применять весь свой опыт и свод формальных правил, чтобы решить поставленную задачу максимально квалифицированно. Понятно, что именно к этому и надо стремиться, чтобы минимизировать риски.

Одним из простейших механизмов для этого является введение чек-листов для экипажей санавиации, да и обычной «скорой помощи», по которым перед каждой сменой проверялось бы наличие и исправность всего оборудования, медикаментов.

— В санитарной авиации это особенно важно, ведь если вы уже взлетели, запасную батарейку взять просто негде, — привел пример Сергей Суворов.

В промышленности уже не первый год применяется метод анализа причин инцидентов (Incident Cause Analysis Method, ICAM), и есть статистика, согласно которой на каждые 600 мелких ошибок происходит одна крупная авария, венчающая эту пирамиду из халатности и недосмотров. Тот же принцип применим и в медицине. Если команда спасателей, к примеру, случайно уронила носилки с пациентом, эта неприятность, скорее всего, не будет фатальной. Некоторые медики начинают относиться к подобным случаям как к неизбежной рутине, но в результате рано или поздно какой-то пациент может получить смертельную травму, поэтому такое отношение надо искоренять.

Но главная проблема — это отношение к ошибкам как рядовых сотрудников, так и руководства медучреждений. Первые боятся гнева начальства, вторые не хотят портить статистику, поэтому многие случаи просто замалчиваются, а это в корне неверно: любой, даже самый мелкий инцидент, считает эксперт, надо обсуждать, чтобы избежать его повторения в дальнейшем.

Подобного подхода придерживаются и в швейцарской авиаспасательной компании Rega, отметил ее директор по развитию Штефан Беккер. Он привел пример, когда их вертолет совершил жесткую посадку, доставляя пациента к месту лечения. За штурвалом сидел опытный пилот, однако именно эта модель воздушного судна ему была знакома плохо, и налета на ней почти не было. Неверно оценив возможности машины в условиях хвостового ветра, он принял ряд неверных решений, из-за чего вертолет буквально рухнул с высоты 10 метров. К счастью, для пациента все обошлось, а вот машина к дальнейшей эксплуатации оказалась непригодна, потери компании составили около 10 миллионов швейцарских франков.

Тем не менее, пилота не стали «казнить» и спускать на него всех собак, а постарались сделать его партнером при проведении расследования причин аварии. В результате конструктивного подхода картину произошедшего удалось восстановить в мельчайших деталях, а на основании полученных данных принять ряд мер по недопущению подобных случаев.

— У нас в компании действует электронная система, доступная в том числе через мобильное приложение, с помощью которой любой сотрудник может сообщить о любом имевшем место инциденте, в том числе анонимно. Эта информация постоянно проверяется, анализируется, а цель всей этой работы — не наказать виновных, а улучшить работу компании, избежать ошибок в будущем, — заключил Штефан Беккер.

Кстати

На HeliRussia 2018 санитарная авиация представлена несколькими отечественными моделями. В частности, это вертолет «Ансат» производства Казанского вертолетного завода. Как уже писала «РГ», в первый день работы выставки глава Росавиации Александр Нерадько вручил генеральному директору холдинга «Вертолеты России» Андрею Богинскому одобрение главного изменения на расширение температурного диапазона эксплуатации вертолета до +50 градусов по Цельсию.

«Ансат» может развивать максимальную скорость до 275 километров в час и совершать перелет на расстояния свыше 500 километров. В мае 2015 года сертификацию прошла модификация машины с медицинским модулем, которая соответствует всем международным стандартам санитарной авиации и позволяет сохранить жизнь пострадавших на время их транспортировки.

Источник: Российская газета

Новости

С 8 марта! С 8 марта!
05.03.2022
В этот весенний день, от души поздравляем вас с праздником 8 марта!
Обновленные медицинские модули для подмосковных «Ансатов» Обновленные медицинские модули для подмосковных «Ансатов»
03.03.2022
Санитарная авиация Московской области получила модернизированные медицинские модули. Модули установлены на два вертолёта «Ансат» производства Казанского вертолётного завода.
Поздравляем с Днем защитника Отечества! Поздравляем с Днем защитника Отечества!
22.02.2022
В этот февральский день коллектив АО «РУССКИЕ ВЕРТОЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ» поздравляет всех мужчин с праздником!

Клиенты и партнеры