Осведомленность и безопасность

19.10.2018

В мире навигации сегодня происходят тектонические сдвиги, за которыми не просто успеть. На повестке дня – интеграция дронов в систему управления воздушным движением. Сопротивляться новой реальности бессмысленно, тем более запрещать и ограничивать. Она просто наступит и придется что-то делать уже в экстренном порядке.

Пожалуй, стоит отметить несколько тенденций. Одни компании ищут и находят простые решения для улучшения ситуационной осведомленности в малой авиации на платформе Apple. Другие предлагают альтернативные, но не менее эффективные, чем дорогие сертифицированные системы GPS и ADS-B (у нас АЗН-В). Повсеместно ОрВД активно включаются в программы обновления и предпринимают усилия, чтобы оказаться готовыми к новым вызовам. К работе привлекаются как крупнейшие производители, так и стартаперы.  

Сеть безопасности Airbox Systems

Британская компания Airbox Systems предложила свое решение навигации для легких воздушных судов. Оказывается, за последние пять лет в британском воздушном пространстве число нарушений выросло втрое. Основная масса связана с частными ВС, и национальная служба авиаперевозок (NATS) искала пути решения проблемы.

В то время как авиационные системы GPS-навигации были доступны, сертифицировались они слабо, поскольку считались слишком большими или дорогостоящими. Особенно в быстрорастущем сверхлегком секторе. Компания представила облегченное решение, доступное для частных пилотов и способное обеспечить эффективное предупреждение в ближнем воздушном пространстве.

Благодаря интеграции с NATS в сочетании с дешевизной, система ACANS (Aircraft Command & Navigation System) уже в базовой конфигурации смогла получить награду Honeywell Bendix Trophy в номинации авиационной безопасности. Появление Apple iPad позволило продолжить работы над программным обеспечением, что вылилось в создание удобной и надежной платформы на базе движка приложения RunwayHD, которое имеется в свободном доступе в AppStore.

Маловысотные полеты полны рисков. В частности, в виде ЛЭП, которые на фоне свинцового британского неба разглядеть сложно. Команда Airbox Systems создала и подключила базу препятствий в самом нижнем воздушном пространстве, что быстро оценили операторы HEMS и SAR. Интеграция Google Street View и аэрофотосъемки позволила легче идентифицировать неподходящие для посадки зоны, а внедрение комплексного расчета топлива сыграло решающее значение для заключения контракта с Bristow.

ПО включает последние статистические данные о преступлениях, что помогает национальной полицейской воздушной службе планировать маршруты над районами с высокой криминальной активностью. Реализована интеграция с социальными сетями. Точная локализация источника информации позволяет быстро разобраться ситуацией.

Реализуется функционал, который позволит застигнутым врасплох бедствием информировать о ситуации без специальной программы. Тестовое сообщение запрашивает разрешение на доступ к телефону, благодаря чему провайдер получает временный доступ через приложение Airbox к датчикам, встроенным в устройство. Это революция в поиске.  

Версия приложения MOSAIC способна координировать действия наземных авиационных служб, освободив их от необходимости поддерживать переговоры на нескольких, как правило, забитых частотах.

Garmin также идет на встречу простым пользователям и добавляет эппловской платформе новые опции.

Garmin обновила приложение

Приложение Garmin Pilot версии 9.3 включает несколько улучшений отображения погоды, помогающих идентифицировать перемещение грозовых очагов с интервалами 15, 30, 45 и 60 минут и вероятность обледенения на эшелонах, а также предупреждение о воздушном движении до входа в полетную зону. При этом, теперь доступна функция полноэкранного отображения в HD на Apple iPhone X.

И совсем другой формат. Британская служба управления воздушным движением решила вложиться в американскую орбитальную спутниковую группировку Iridium NEXT, чтобы контролировать воздушные суда с АЗН-В.  

NATS приобретает 10% активов Aireon

NATS объявила о вложении $69 млн. в компанию, занимающуюся разработкой космической службы наблюдения за воздушным движением. Через сеть из 66 орбитальных спутников на низкоземных орбитах Aireon будет следить за расположением ВС в любой точке мира. С 2019 года система заработает пока над северной Атлантикой.

Диспетчеры смогут отслеживать полеты по пяти отчетам пилотов о местоположении в час. Решение позволит увеличить пропускную способность трансатлантических маршрутов и уже поддержано британским министром авиации.

А с другого фланга в навигацию пробиваются технологии БПЛА, с помощью которых новые системы могут появиться и у пилотируемых аппаратов.   

Будущее системы управления БПЛА

Американская Simulyze прокладывает безопасный путь для дронов за пределы прямой видимости (BVLOS) с помощью своей платформы Mission Insight. Приложение построено на продвинутой платформе Operational Intelligence (OI) и ориентировано на планирование и ситуационную осведомленность. Оно способно обрабатывать, анализировать и управлять большими потоками данных из разных источников и визуализировать все аспекты полета нескольких БПЛА в едином графическом интерфейсе.

Платформа использует аналитику в реальном времени для мониторинга потенциальных конфликтов (например, погоды) и оповещения оператора при необходимости. Она позволяет представлять планы полета, контролировать состояние и телеметрию, активировать полеты, передавать данные о местоположении на исследовательскую платформу NASA «Беспилотный трафик» (UTM) и контролировать другую информацию.

Это ключ к упрощению координации полетов в общем воздушном пространстве. Пока система тестируется совместно с NASA, а два года назад сообщалось, что она достигла 2 уровня операционной готовности.   

Ведущие вертолетные производители работают над своими программами.

Airbus участвует в разработке UAS для морских перевозок

Airbus намерена научиться закидывать небольшие грузы на морские суда с помощью беспилотников. Совместно с норвежской Wilhelmsen Ships Service концерн приступает к реализации следующей фазы экспериментального проекта Skyways. В третьем квартале 2018 года планируется испытать систему доставки с побережья на борт расположенного в сначала двух милях от берега корабля, а затем и на больших удалениях.  

Как известно, в условиях плотной городской застройки тестирование прошло успешно в прошлом году. Если дело пойдет, глядишь, судно можно будет не швартовать у причала, а грузиться на рейде (лишь бы погода позволяла). Осталось разработать такую же автономную систему приемки груза, чтобы не беспокоить моряков.

Leonardo с итальянской компанией по управлению воздушным движением (ENAV) тоже продвигает совместный проект создания системы управления движением БПЛА.

ENAV выбрала Leonardo партнером в создании итальянской UTM

ENAV планирует создание нового предприятия, 40% которого будет принадлежать подразделениям Leonardo – Telespazio и Ingegneria Dei Sistemi (IDS). Цель – создание системы управления беспилотным трафиком и сопутствующих сервисов, включая обслуживание.

Система будет способна контролировать и идентифицировать БПЛА, поддерживать предполетное планирование, наблюдение, управление аварийными ситуациями и запись полетных данных. IDS займется разработкой ключевых компонентов и программного обеспечения наземного сегмента, а Telespazio – интеграцией решений, базирующихся на европейских системах спутниковой навигации EGNOS и Galileo European.

Большинство британских поисковых и медицинских операторов еще два года назад начали использовать систему ACANS. По АЗН-В у них установка на вертолетах обязательна. Британская NATS решила склеить коммерческий спутниковый сервис с системой, которая изначально была дополнительным средством повышения безопасности, и получить нечто совершенно другое на более высоком уровне. В Италии происходит примерно то же.

За океаном операторы давно сидят на спутниках и контролируют, кто куда и сколько летает. А если судно аварийно село, то никакие аварийные маяки уже и не нужны. В России же, что АЗН-В, что спутниковый контроль за судами едва-едва внедряют и 90% флота пользуется старыми средствами.

Тому есть немало причин на уровне сложившейся практики оказания авиационных услуг и эксплуатации ВС в России, но ключевой проблемой остаются регуляционные анахронизмы, «зашитые» в систему управления отрасли. В настоящий момент в стране практически отсутствует программа отраслевого развития, есть экстенсивные проекты по расширению использования вертолетной авиации в хозяйственных и общественнозначимых цепочках, до модернизации же руки просто не доходят. Хотя запрос на оптимизирующие бизнес-процессы инновации в нашей коммерческой авиации очень высок – от необходимых уровней сертификации ВС, использования облегченного оборудования в конкурентной продуктовой линейке до внедрение современных доступных средств диагностики, контроля, ситуационной осведомленности и навигации. Но всё упирается в отсутствие самой идеи развития.

Подготовил Владимир Шошин

Новости

АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов
07.10.2024
АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов, расширяя рамки  традиционного представления о процессе обучения. 
АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга» АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
01.10.2024
27 сентября компания АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
АУЦ «РВС» стал членом ААУЦ АУЦ «РВС» стал членом ААУЦ
19.09.2024
АУЦ АО «РВС» стал членом Ассоциации авиационных учебных центров (ААУЦ). На сегодняшний день Ассоциация объединяет 36 российских и зарубежных авиационных учебных центров

Клиенты и партнеры