В мире навигации сегодня происходят тектонические сдвиги, за которыми не просто успеть. На повестке дня – интеграция дронов в систему управления воздушным движением. Сопротивляться новой реальности бессмысленно, тем более запрещать и ограничивать. Она просто наступит и придется что-то делать уже в экстренном порядке.
Пожалуй, стоит отметить несколько тенденций. Одни компании ищут и находят простые решения для улучшения ситуационной осведомленности в малой авиации на платформе Apple. Другие предлагают альтернативные, но не менее эффективные, чем дорогие сертифицированные системы GPS и ADS-B (у нас АЗН-В). Повсеместно ОрВД активно включаются в программы обновления и предпринимают усилия, чтобы оказаться готовыми к новым вызовам. К работе привлекаются как крупнейшие производители, так и стартаперы.
Сеть безопасности Airbox Systems
Британская компания Airbox Systems предложила свое решение навигации для легких воздушных судов. Оказывается, за последние пять лет в британском воздушном пространстве число нарушений выросло втрое. Основная масса связана с частными ВС, и национальная служба авиаперевозок (NATS) искала пути решения проблемы.
В то время как авиационные системы GPS-навигации были доступны, сертифицировались они слабо, поскольку считались слишком большими или дорогостоящими. Особенно в быстрорастущем сверхлегком секторе. Компания представила облегченное решение, доступное для частных пилотов и способное обеспечить эффективное предупреждение в ближнем воздушном пространстве.
Благодаря интеграции с NATS в сочетании с дешевизной, система ACANS (Aircraft Command & Navigation System) уже в базовой конфигурации смогла получить награду Honeywell Bendix Trophy в номинации авиационной безопасности. Появление Apple iPad позволило продолжить работы над программным обеспечением, что вылилось в создание удобной и надежной платформы на базе движка приложения RunwayHD, которое имеется в свободном доступе в AppStore.
Маловысотные полеты полны рисков. В частности, в виде ЛЭП, которые на фоне свинцового британского неба разглядеть сложно. Команда Airbox Systems создала и подключила базу препятствий в самом нижнем воздушном пространстве, что быстро оценили операторы HEMS и SAR. Интеграция Google Street View и аэрофотосъемки позволила легче идентифицировать неподходящие для посадки зоны, а внедрение комплексного расчета топлива сыграло решающее значение для заключения контракта с Bristow.
ПО включает последние статистические данные о преступлениях, что помогает национальной полицейской воздушной службе планировать маршруты над районами с высокой криминальной активностью. Реализована интеграция с социальными сетями. Точная локализация источника информации позволяет быстро разобраться ситуацией.
Реализуется функционал, который позволит застигнутым врасплох бедствием информировать о ситуации без специальной программы. Тестовое сообщение запрашивает разрешение на доступ к телефону, благодаря чему провайдер получает временный доступ через приложение Airbox к датчикам, встроенным в устройство. Это революция в поиске.
Версия приложения MOSAIC способна координировать действия наземных авиационных служб, освободив их от необходимости поддерживать переговоры на нескольких, как правило, забитых частотах.
Garmin также идет на встречу простым пользователям и добавляет эппловской платформе новые опции.
Garmin обновила приложение
Приложение Garmin Pilot версии 9.3 включает несколько улучшений отображения погоды, помогающих идентифицировать перемещение грозовых очагов с интервалами 15, 30, 45 и 60 минут и вероятность обледенения на эшелонах, а также предупреждение о воздушном движении до входа в полетную зону. При этом, теперь доступна функция полноэкранного отображения в HD на Apple iPhone X.
И совсем другой формат. Британская служба управления воздушным движением решила вложиться в американскую орбитальную спутниковую группировку Iridium NEXT, чтобы контролировать воздушные суда с АЗН-В.
NATS приобретает 10% активов Aireon
NATS объявила о вложении $69 млн. в компанию, занимающуюся разработкой космической службы наблюдения за воздушным движением. Через сеть из 66 орбитальных спутников на низкоземных орбитах Aireon будет следить за расположением ВС в любой точке мира. С 2019 года система заработает пока над северной Атлантикой.
Диспетчеры смогут отслеживать полеты по пяти отчетам пилотов о местоположении в час. Решение позволит увеличить пропускную способность трансатлантических маршрутов и уже поддержано британским министром авиации.
А с другого фланга в навигацию пробиваются технологии БПЛА, с помощью которых новые системы могут появиться и у пилотируемых аппаратов.
Будущее системы управления БПЛА
Американская Simulyze прокладывает безопасный путь для дронов за пределы прямой видимости (BVLOS) с помощью своей платформы Mission Insight. Приложение построено на продвинутой платформе Operational Intelligence (OI) и ориентировано на планирование и ситуационную осведомленность. Оно способно обрабатывать, анализировать и управлять большими потоками данных из разных источников и визуализировать все аспекты полета нескольких БПЛА в едином графическом интерфейсе.
Платформа использует аналитику в реальном времени для мониторинга потенциальных конфликтов (например, погоды) и оповещения оператора при необходимости. Она позволяет представлять планы полета, контролировать состояние и телеметрию, активировать полеты, передавать данные о местоположении на исследовательскую платформу NASA «Беспилотный трафик» (UTM) и контролировать другую информацию.
Это ключ к упрощению координации полетов в общем воздушном пространстве. Пока система тестируется совместно с NASA, а два года назад сообщалось, что она достигла 2 уровня операционной готовности.
Ведущие вертолетные производители работают над своими программами.
Airbus участвует в разработке UAS для морских перевозок
Airbus намерена научиться закидывать небольшие грузы на морские суда с помощью беспилотников. Совместно с норвежской Wilhelmsen Ships Service концерн приступает к реализации следующей фазы экспериментального проекта Skyways. В третьем квартале 2018 года планируется испытать систему доставки с побережья на борт расположенного в сначала двух милях от берега корабля, а затем и на больших удалениях.
Как известно, в условиях плотной городской застройки тестирование прошло успешно в прошлом году. Если дело пойдет, глядишь, судно можно будет не швартовать у причала, а грузиться на рейде (лишь бы погода позволяла). Осталось разработать такую же автономную систему приемки груза, чтобы не беспокоить моряков.
Leonardo с итальянской компанией по управлению воздушным движением (ENAV) тоже продвигает совместный проект создания системы управления движением БПЛА.
ENAV выбрала Leonardo партнером в создании итальянской UTM
ENAV планирует создание нового предприятия, 40% которого будет принадлежать подразделениям Leonardo – Telespazio и Ingegneria Dei Sistemi (IDS). Цель – создание системы управления беспилотным трафиком и сопутствующих сервисов, включая обслуживание.
Система будет способна контролировать и идентифицировать БПЛА, поддерживать предполетное планирование, наблюдение, управление аварийными ситуациями и запись полетных данных. IDS займется разработкой ключевых компонентов и программного обеспечения наземного сегмента, а Telespazio – интеграцией решений, базирующихся на европейских системах спутниковой навигации EGNOS и Galileo European.
Большинство британских поисковых и медицинских операторов еще два года назад начали использовать систему ACANS. По АЗН-В у них установка на вертолетах обязательна. Британская NATS решила склеить коммерческий спутниковый сервис с системой, которая изначально была дополнительным средством повышения безопасности, и получить нечто совершенно другое на более высоком уровне. В Италии происходит примерно то же.
За океаном операторы давно сидят на спутниках и контролируют, кто куда и сколько летает. А если судно аварийно село, то никакие аварийные маяки уже и не нужны. В России же, что АЗН-В, что спутниковый контроль за судами едва-едва внедряют и 90% флота пользуется старыми средствами.
Тому есть немало причин на уровне сложившейся практики оказания авиационных услуг и эксплуатации ВС в России, но ключевой проблемой остаются регуляционные анахронизмы, «зашитые» в систему управления отрасли. В настоящий момент в стране практически отсутствует программа отраслевого развития, есть экстенсивные проекты по расширению использования вертолетной авиации в хозяйственных и общественнозначимых цепочках, до модернизации же руки просто не доходят. Хотя запрос на оптимизирующие бизнес-процессы инновации в нашей коммерческой авиации очень высок – от необходимых уровней сертификации ВС, использования облегченного оборудования в конкурентной продуктовой линейке до внедрение современных доступных средств диагностики, контроля, ситуационной осведомленности и навигации. Но всё упирается в отсутствие самой идеи развития.
Подготовил Владимир Шошин