В этом году мероприятие пройдет с 24 по 26 мая в Москве, в МВЦ «Крокус Экспо». HeliRussia традиционно собирает ведущих мировых производителей вертолетной техники: холдинг «Вертолеты России», европейские компании Airbus Helicopters и Leonardo Helicopters, американские Bell и Robinson Helicopter. В выставке также примет участие множество других компаний вертолетной индустрии, включая операторов, производителей двигателей, авиационных систем и компонентов, дополнительного оборудования, поставщиков различных услуг и сервисные предприятия.
Российский рынок сохраняет высокую привлекательность для международного бизнеса, несмотря на критическую риторику в отношении России со стороны отдельных государств. На HeliRussia 2018 представлены участники из 19 стран: Австралия, Беларусь, Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Иран, Корея, Литва, Ливия, Мальта, Россия, США, Франция, Финляндия, Чехия, Польша и ЮАР.
Секрет успеха выставки HeliRussia — в ее возможности продемонстрировать развитие вертолетной индустрии во всем ее многообразии, а также объединить другие отрасли, имеющие то или иное отношение к вертолетному бизнесу. В этом году на HeliRussia будут участвовать компании, представляющие новый для выставки профиль деятельности — нефтехимическую промышленность и производство материалов из титана.
Как всегда, на HeliRussia будут подведены итоги прошедшего года, представлены новые разработки и текущие направления развития отрасли. Обозначим некоторые из них.
Прошедший 2017 год показал, что российская вертолетостроительная отрасль способна справляться как с глобальными, так и с локальными вызовами. В качестве негативных факторов, влияющих на поставки вертолетов, можно выделить следующие: продолжающиеся кризисные явления в нефтегазовой отрасли и снижение гособоронзаказа. С другой стороны, положительно на вертолетную отрасль повлияла программа развития санитарной авиации в России, на которую с 2017 года ежегодно выделяется сумма свыше трех миллиардов рублей — всего в прошедшем году по этой программе было поставлено 29 вертолетов типа «Ансат» и Ми-8/17.
В общей сложности заводы холдинга «Вертолеты России» поставили 214 вертолетов по итогам 2017 года, что на 25 машин больше, чем в 2016 году. Российское вертолетостроение, с 2009 по 2013 год включительно, показывало рост производства вертолетов, а с 2014 по 2016 наблюдалось его снижение.
Существенное увеличение поставок в 2017 году и сформированный портфель заказов на 2018 год позволяет сделать вывод о выходе из кризиса российского вертолетостроения. Этот вывод подтверждается ростом численного состава парка вертолетов в реестре гражданской авиации РФ. По открытым данным Росавиации, на 1 января 2018 года парк вертолетов вырос на 29 единиц относительно предшествующего года. Тогда как по данным на 1 января 2017 года парк сократился на 12 машин относительно данных 2016 года. Это было первое и единственное сокращение за последние 9 лет.
Позитивные явления коснулись и поставок вертолетов зарубежного производства: суммарные поставки в Россию вертолетов зарубежного производства в 2017 году увеличились на 15 машин относительно предшествующего периода.
Среди вертолетов зарубежного производства наиболее востребованными в России являются вертолеты производства Robinson Helicopter Company — американской компании, являющейся крупнейшим мировым производителем гражданских вертолётов. По состоянию на январь 2017 года компанией со дня своего основания (1973 год) было выпущено 12000 вертолётов.
На сегодняшний день серийно производятся три модели: двухместный R22, четырёхместный R44, пятиместный R66 с двигателем Rolls-Royce RR300, который начал производится с 2010 года. Наибольшее распространение в России, среди перечисленных моделей, имеют вертолеты R44, которых, согласно открытым данным Росавиации на 1 января 2018 года, зарегистрировано 340 единиц. R66 в реестре значится 108 штук и R22 — 6.
Ежегодно вертолеты Robinson занимают не менее 50% от всех поставок вертолетов зарубежного производства в Россию (исключение составляет 2015 год). Так, в парке Российской Федерации на 1 января 2018 года вертолеты этого производителя составляют 55,2% от общего числа вертолетов зарубежного производства. В 2017 году было ввезено 23 вертолета этого производителя (против 15-ти в 2016 году), из которых 15 единиц составили вертолеты R66 и 8 — R44. Среди ввезенных вертолетов преобладают новые, поставленные с завода-производителя.
Среди вертолетов среднего класса неизменным лидером по поставкам в Россию остается Airbus Helicopters. Его поставки вертолетов в 2017 году увеличились на 2 машины. Значительный рост поставок в 2017 году — на 6 единиц техники у Leonardo Helicopters объясняется поставками в счет выполнения контракта с Нефтяной Компанией «Роснефть».
В настоящее время реестр воздушных судов ГА РФ состоит на 69% из вертолетов российского производства и 31% занимают вертолеты зарубежных производителей.
Уменьшилось количество авиационных происшествий в сравнении с 2016 годом. По данным «АОПА-Россия» (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), в 2017 году с вертолётами в Российской Федерации произошло 16 авиационных происшествий, из них 7 катастроф в которых погибло 16 человек. В 2017 году было списано с эксплуатации в связи с авиационными происшествиями 12 вертолетов, из них 9 иностранного производства. В 2016 году было 23 авиационных происшествия с 10 катастрофами, в которых погибло 39 человек, списано 23 вертолета, из которых 19 машин зарубежных производителей. Здесь стоит сделать ремарку, что корректно измерять уровень безопасности полетов мы не можем — необходимо учитывать отношение аварийности к налету, а Росавиация не ведет статистику по количеству полётов АОН.
Рост производства вертолетов российского производства, а также увеличение ввоза зарубежной техники позволяют сделать вывод о том, что рынок вертолетной индустрии вошел в фазу оживления. И это найдет отражение в экспозиции HeliRussia 2018 — предстоящая выставка будет богата на премьеры как никогда прежде.
Перед входом в выставочный павильон гостей будут встречать гражданские вертолеты Ми-171А2 и Ансат, а также модернизированный военный Ми-171Ш.
Интересной премьерой на HeliRussia 2018 станет новый вертолет «Касатка 505», разработкой которого занимается российская компания AGAN AIRCRAFT GROUP. Это легкий многоцелевой вертолет, который строится на основе несущей системы вертолета Sikorsky S-52 и способный вместить четырех человек вместе с пилотом. Вертолет имеет современный фюзеляж и авионику, оснащается двигателем Lycoming O-540 и трехлопастным несущим винтом.
Также AGAN AIRCRAFT GROUP продемонстрирует на своем стенде вертолет CH-77 Ranabot итальянского производителя Heli-Sport. Впервые в России эта модель была поднята в воздух в ноябре 2017 года. Этот двухместный вертолет идеально подходит для частного использования и обучению пилотированию.
Традиционно, на HeliRussia будет представлена обширная экспозиция ГК «Ростех» и входящих в ее состав предприятий: холдинга «Вертолеты России» — Титульного спонсора выставки, «КРЭТ», «Технодинамика», «ОДК», «Рособоронэкспорт», холдинг «Швабе», холдинг «Росэлектроника», «РПКБ», «АЭРОПРИБОР-ВОСХОД», «НПП «Измеритель», «Техприбор», «НПП «Полет», «ОПК», «ОКБ «Электроавтоматика», «КБПА», «Раменский приборостроительный завод», «УКБП» и др.
Холдинг «Вертолеты России» представит российскую премьеру — легкий многоцелевой вертолет VRT500 соосной схемы расположения винтов со взлетной массой 1600 кг. Машина, разработанная конструкторским бюро «ВР-Технологии», будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной общей вместимостью до 5 человек и оснащаться современным комплексом авионики, построенным по принципу «стеклянная кабина». Закладываемые в вертолет летно-технические характеристики позволят ему развивать скорость до 230 км/ч, совершать полеты на дальность до 1000 км, брать на борт до 750 кг полезной нагрузки.
Вертолет предполагается к поставкам в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP и медико-эвакуационной конфигурациях. При этом, в сегменте со взлетной массой до двух тонн VRT500 станет первым в мире медико-эвакуационным вертолетом с возможностью погрузки-выгрузки унифицированной тележки-каталки через задние створки кабины, что упрощает сам процесс и позволяет значительно сэкономить время.
На HeliRussia 2018, где помимо вертолетов каждый год демонстрируются новые беспилотные летательные аппараты, впервые будет представлена первая в мире промышленная авиагрузовая платформа SKYF мультироторного типа.
Разработанный казанским конструкторским бюро «Авиарешения», SKYF предназначается специально для транспортировки грузов. Максимальная грузоподъемность проходящего испытания аппарата доходит до 250 кг, при этом с грузом в 50 кг дальность полета достигает 350 км, а длительность полета — до 8 часов.
Помимо перевозки грузов, возможности авиагрузовой платформы SKYF позволяют применять ее для обработки сельскохозяйственных полей и для воздушного пожаротушения. Эффективность и безопасность выполнения авиационных работ обеспечивается уникальной запатентованной аэродинамической схемой с разделением подъемных и управляющих винтов, новой моделью управления, современным оборудованием и программным обеспечением.
Разработка платформы SKYF началась в 2014 году, а первый полет полноразмерного прототипа состоялся уже весной 2016 года. Сейчас в разработке платформы принимают участие свыше 30 специалистов, ведущих испытания и улучшения модели, которая существенно отличается от других мультироторных систем, оснащается бензиновым двигателем и имеет полную автономность. На HeliRussia 2018 будет представлен полностью действующий опытный образец SKYF, участвующий в летных испытаниях.
Премьерой этого года станет «Сириус» разработки НПО «Авиационно-космические технологии». Это БЛА самолетного типа, который может находиться в воздухе несколько дней и выполнять полеты в том числе в сложных климатических условиях, например, в Арктическом регионе. «Сириус» может подниматься на высоту более 10 километров, а его взлетный вес составляет 140 килограммов. Аппарат способен выполнять целый ряд задач: сопровождение воздушных судов и самолетов, выполнять ледовую разведку и обследование проходящих в Арктике трубопроводов, а также осуществлять ретрансляцию радиосигналов.
Широко будут представлены компании из сферы вертолетного двигателестроения — разработчики и производители, а также сервисные предприятия. Безусловно, главным российским игроком в этой сфере является «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), выпускающая двигатели типа ВК-2500, устанавливающиеся на большинство отечественных вертолетов. В состав ОДК входят разработчик двигателей «ОДК-Климов» и «ОДК-СТАР» — центр компетенции в области создания систем автоматического управления ГТД.
Из зарубежных игроков по двигателестроению будут экспонироваться продукция и услуги компаний Safran Helicopter Engines, H+S Aviation, «Борисфен», ITP Aero, Lom Praha и PBS Velká Bíteš.
Премьеру на HeliRussia 2018 подготовила компания Safran Helicopter Engines, которая представит двигатель Aneto-1K, мощностью на валу 2500 л.с., использованного для оснащения двухмоторного вертолета AW189K, первый полет которого состоялся в марте 2017 года, а ввод в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2018 года.
Двигатели cемейства Aneto высокого класса мощности предназначены для средних и тяжелых вертолетов нового поколения и имеют целый ряд существенных преимуществ. Исключительное соотношение мощности и объема двигателя обеспечивает увеличение тяги на 25% (по сравнению с существующими двигателями того же объема). Это улучшает эксплуатационные характеристики вертолетов при выполнении полётных заданий, требующих высокой мощности двигателя (оффшорные, поисково-спасательные и военно-транспортные операции, тушение пожаров), а также в условиях высокогорья и повышенных температур.
Компания «Бортовые аэронавигационные системы» («БАНС») впервые продемонстрирует макет новой «Бортовой системы ситуационной осведомленности экипажей вертолетов», создаваемой в рамках программы импортозамещения. Этот комплекс реализует наблюдение за воздушной и наземной обстановкой во взаимодействии с другими системами вертолета и направлен на повышение безопасности полетов.
НПП «Аэросила» на своем стенде представит линейку вспомогательных газотурбинных двигателей, применяемых в вертолетной технике российского производства. Будет показана ВСУ ТА14, применяемая на новых и модернизированных моделях российских вертолетов. Также будет продемонстрирован двигатель ТА18-100, предполагаемый к использованию на Ми-26Т2, и ТА18-200 для вертолетной техники следующего поколения. Впервые компания покажет перспективный газогенератор для ГТД мощностью 1100-1700 л.с., который станет базой при создании новых моделей двигателей.
Компания «РД-ХЕЛИ» представит на выставке 3-ю модификацию сверхлегкого соосного вертолета «Микрон». В новой версии вертолета применен роторный двигатель мощностью 73 л.с., что обеспечивает дополнительный запас мощности на висении и маневрировании. Новая силовая установка повлекла за собой изменения в конструкции главного редуктора и трансмиссии, редуктор выполнен по прежней схеме — с ременной передачей, но при этом развернут на 180 градусов. Фюзеляж вертолета сделан по новой компоновке, с учетом оптимизации изготовления и сборки. В новой версии предусмотрена установка обтекателя кабины, проработана новая приборная панель.
Многопрофильная компания «РВС-ХОЛДИНГ», представит вертолет «Ансат» с медицинским модулем — с 2017 года компания активно участвует в программе развития санитарной авиации, задействовав 4 таких вертолета в Волгоградской, Псковской и Курганской областях. Компания обладает единственным частным АУЦ в России, который ведет подготовку пилотов на вертолет «Ансат», также осуществляет подготовку пилотов на вертолеты R44 и R66, а на выставке будет показан тренажер для вертолета R44.
Долгожданная премьера нового легкого вертолета Bell 505 Jet Ranger X состоится на HeliRussia 2018. Серийный экземпляр модели будет демонстрироваться на стенде компаний Bell и Jet Transfer, официального представителя Bell в России. Там же потенциальные покупатели смогут обсудить условия приобретения и поставки вертолета Bell 505.
Bell 505 Jet Ranger X — это легкий вертолет, рассчитанный на 5 человек. При создании модели американская компания Bell руководствовалось задачей сделать его наиболее безопасным, эффективным и надежным. Bell 505 оснащается современным двигателем Turbomeca Arrius 2R c двухканальной электронно-цифровой системой управления, имеет «стеклянную кабину» и пилотажно-навигационный комплекс Garmin G1000H, снижающий нагрузку на пилота. Дальность полета нового вертолета составляет 566 км, он имеет крейсерскую скорость 231 км/ч и может нести полезную нагрузку 680 кг.
В 2017 году Bell 505 Jet Ranger X был сертифицирован в США и Европе, а также в ряде других стран. В скором времени ожидается его сертификация в России, что сделает возможным начало поставок. На сегодняшний день по всему миру заказано свыше 300 вертолетов этой модели, ряд заказов на Bell 505 оформлен и в России. В частности, первым получателем вертолета станет Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), также участвующий в HeliRussia 2018. УЗГА является партнером Bell по лицензионному производству вертолета Bell 407GXP на своей площадке в Свердловской области.
Первый показ Bell 505 Jet Ranger X в России состоялся на HeliRussia 2015, где демонстрировался полноразмерный макет, на примере которого посетители выставки смоги узнать о спецификациях ожидаемой новинки. В этом году гости HeliRussia 2018 получат шанс изучить уже серийный вертолет, который безусловно составит высокую конкуренцию другим моделям в своем классе.
Airbus Helicopters планирует продемонстрировать уже хорошо известный и полюбившийся на рынке легкий вертолет H125 с обновленным комплексом приборного оборудования на базе Garmin G500H.
Итальянский холдинг Leonardo также примет участие в выставке со своей техникой, востребованной на российском рынке.
Как всегда, будет немалое количество вертолетов Robinson, представляемых дилерами этой компании.
Среди зарубежных стран особое место уделено Франции — Французская ассоциация авиационно-космической промышленности (GIFAS) организует экспонирование национальных компаний на едином французском стенде. Будут представлены: ALKAN, Leach International Europe S.A.S., Nicomatic, Hutchinson, Donaldson и Trelleborg Saling Solutions.
Деловая программа HeliRussia отличается многогранностью обсуждаемых вопросов. В этом году в программе мероприятий выставки намечено два новых направления: сельскохозяйственная авиация и вертолетное двигателестроение.
На конференции по развитию сельскохозяйственной авиации в России, которую организуют Фонд содействия развитию сельского хозяйства совместно с дирекцией Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018, планируется детально рассмотреть проблемы отрасли, начиная от истории развития в советские времена, изучить проблемы авиаторов в современных условиях, вопросы подготовки кадров, заняться поиском решений, призванных исправить ситуацию в отрасли. К участию в конференции приглашаются представители сельскохозяйственных предприятий, как заказчики услуг, представители авиакомпаний, представители государственных структур, как регуляторов деятельности.
О глобальном развитии вертолетного двигателестроения в России и за рубежом пойдет речь на конференции «Настоящее и будущее двигателестроения для вертолетов». Мероприятие организовано Ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения«(АССАД) при поддержке Национального авиационного журнала «Крылья Родины». Модератор конференции — Президент АССАД, доктор технических наук, профессор, Виктор Михайлович Чуйко.
Лингвистический партнер 11-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2018 компания «ЭГО Транслейтинг СБ» проведет панельную дискуссию «Жизненный цикл военно-технического сотрудничества».
Пройдут и традиционные мероприятия для HeliRussia.
Прогноз развития мирового рынка вертолетов будет представлен компанией Honeywell в рамках деловой программы HeliRussia 2018 на 10-й Международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы». Мероприятие организуют Ассоциация Вертолетной Индустрии и отраслевое агентство «АвиаПорт» в день открытия выставки. На конференции также будут подробно представлены количественные и качественные показатели развития вертолетной отрасли в России — ни одно другое российское мероприятие не дает такого глубокого анализа отрасли.
Регулярным мероприятием HeliRussia стала и Международная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация», которая проводится в рамках выставки с 2012 года. За это время конференция стала крупнейшей площадкой в России по обсуждению комплекса вопросов развития санитарной авиации, медицинской эвакуации и совершенствованию авиационно-спасательных технологий. Формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекает на мероприятие профессионалов самых разных специальностей. На конференции происходит обмен мнениями между медиками и летчиками, инженерами и менеджерами, гражданскими и военнослужащими специалистами, а также разработчиками и операторами медицинской техники и оборудования.
В экспозиции выставки будут представлены компании, производящие медицинское оборудование для использования в воздушных судах.
Стоит отметить 6-ю конференцию «Авиационное бортовое оборудование», которую организует «КРЭТ». Это мероприятие будет полезно широкому кругу специалистов, которые следят за развитием технологий в области авионики.
Состоится 3-я конференция по развитию индустрии БАС, которая позволяет обсудить общие вопросы пилотируемой и беспилотной техники, а также уделяет особое внимание формированию целевых рынков и условиям функционирования отрасли. Конференцию организует Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕТ», участники которой представят свои разработки на объединенном стенде.
На выставке пройдет 2-й «Кубок HeliRussia по дрон-рейсингу» — зрелищное и динамичное состязание миниатюрных беспилотников, пилотируемых с видом «от первого лица». Впервые дрон-рейсинг был организован на HeliRussia 2016 и привлек значительный интерес: зрители могут не только посмотреть на мастерство пилотов БЛА, но также воочию увидеть новейшие технологии в области беспилотной авиации.
В 2017 году соревнования выросли до масштаба «Кубка», а в этом году в них будут использоваться гоночные дроны нового поколения, отличающиеся высоким качеством передаваемого видео-сигнала, который будет транслироваться на телеэкраны возле гоночной трассы для дронов.
Еще одно традиционное мероприятие на HeliRussia — церемония награждения победителей и лауреатов конкурса «Вертолеты XXI века». Конкурс проводит холдинг «Вертолеты России» с 2008 года для поиска талантливой молодежи и идей для российской вертолетостроительной отрасли.
Церемония награждения победителей и лауреатов фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», организованного Ассоциацией Вертолетной Индустрии в 11-й раз состоится на сцене HeliRussia в субботу 26 мая. Экспозиция из лучших 40 фоторабот будет работать все дни выставки.
Второй год подряд HeliRussia станет местом награждения победителей и лауреатов Всероссийского конкурса аэродромов и вертолетных площадок АОН, проводимого Федерацией любителей авиации при поддержке Ассоциации Вертолетной Индустрии. Организаторы считают, что проведение конкурса будет способствовать формированию современной аэродромной инфраструктуры АОН, привлечению инвестиций в эту сферу.
Проходящая уже 11-й раз, выставка HeliRussia продолжает привлекать широкое внимание как профессиональной, так и любительской аудитории; становится главным местом общения между представителями отраслевых компаний и государственных структур; стимулирует межотраслевую кооперацию и международное научно-техническое сотрудничество. Выставку отличает выверенная и интересная тематика, важность обсуждаемых тем, высокий уровень проводимых переговоров и встреч. Каждый посетитель выставки имеет шанс увидеть что-то новое и интересное, приобщиться к развитию вертолетной индустрии.
Источник: helirussia.ru