В кругу специалистов считается, что китайский рынок в ближайшие годы станет самым многообещающим. Но настолько ли это верно? Ведь об этом все говорят с конца 1990-х, а воз, что называется и ныне там. Вертолеты до сих пор массово там летают не так, как могли бы и как многим хотелось бы.
Даже коммерческая авиационная индустрия Китая растет лишь по экспоненциальной ставке. Согласно IATA, ежегодные продажи вертолетов в прошлом году приблизились здесь только-только к отметке $330 млн.
Как отмечает Курт Робинсон (глава Robinson Helicopter), развитие рынка затянулось в связи с тем, что до сих пор не сняты многие ограничения по использованию воздушного пространства. В частности, требуется получать разрешения на полеты от военных. Реально на это требуется от недели до месяца! Но это, кажется едва ли единственный негатив на фоне заметных успехов.
Новые успехи на фоне старых проблем
Китайский гражданский рынок начал прибавлять двузначными темпами лишь десятилетие назад и к началу 2017-го достиг 850 вертолетов, превзойдя японский и примерно сравнявшись с немецким и итальянским. По мнению Airbus, в ближайшие 10 лет он станет крупнейшим в мире, если поднимутся темпы прироста парка. Китайская государственная Avicopter уверяет, что к концу 2020-му в Китае будет летать 1500 вертолетов. И не в последнюю очередь, благодаря программе «Made in China 2025», преследующей интересы национального производителя.
Прогресс виден невооруженным глазом. На смену старым Ми-8, Harbin Z-5, Alouette III и MBB Bo.105 ускоренными темпами приходят новейшие модели. Растет процент турбинных вертолетов, расширяется география активного использования. Если четверть века назад первыми массовыми вертолетами западного производства здесь были «Робинсоны», то сегодня картина стремительно меняется.
Развитие оффшорного сектора положило начало возрождению гражданской вертолетной отрасли. После 2000 года парки оффшорных вертолетов стали получать Leonardo AW109SP, GrandNew, Airbus EC155 B1, EC225, Sikorsky S-76C+/S-76C и S-92. По темпам роста вертолетных парков Китай оказался впереди планеты всей.
Тем не менее, западные производители осознают, что национальная инициатива по полному обновлению китайской промышленности создает условия для поставок на внутренний рынок собственных разработок. Как отметил исполнительный директор AHS International Майкл Хиршберг, возможно, мы не увидим, как полностью откроется китайский рынок до тех пор, пока отечественные компании не смогут сами производить необходимые Китаю вертолеты.
Большое внимание здесь уделяется подготовке пилотов. В 33 летных школах сосредоточены 173 тренировочных машины. Причем, 21 летная школа занимается исключительно обучением пилотированию вертолетов. Кстати, в этом сегменте сильны позиции Robinson (117 машин) и Sikorsky/Schweizer. Frasca International, традиционно поставляющая в страну самолетные тренажеры, получила заказы на вертолетные симуляторы пятого уровня от трех летных университетов.
Сферы применения давно не ограничиваются HEMS и операциями полицейских. Хотя по оценкам Airbus, только аэромедицинскому сектору может потребоваться до двух тысяч вертолетов. Последние поставки включают AW119Kx и AW109SP GrandNew. Однако, прецедента для развития бизнеса в секторе HEMS Стефано Залонис (вице-президент Леонардо по продажам в Китае) пока не видит. По его мнению, у CAAC нет определенности, каким должен быть основной вертолет, одно- или двухмоторным, с одним или двумя пилотами.
В правоохранительном секторе дела обстоят немного получше. Еще в сентябре 2015 года в 18 провинциальных районах Китая было задействовано 28 полицейских вертолетных отрядов с парком 66 вертолетов. Министерство общественной безопасности Китая ожидает, что к 2020 году их будет около 50, а общий флот вырастет до 100 единиц. Из новых моделей в основном пока полицейские используют EC135 и 155. Заказано несколько Е145.
Неплохие позиции в стране у Bell и других производителей. Но, похоже, Китай сделал ставку на собственного. Avicopter получил трехзначное финансовое вливание от государства и намерен быстро развивать собственные программы. Прежде всего, в двухтонном классе это AC311 (Z-11) с моторами Honeywell LTS101-700D-2 или WZ8D (локализованная версия Safran Arriel 2B1A). В весовой категории 4 тонны представлен AC312 с двумя Safran Arriel 2E, а также его вариант Z-9, считающийся китайской версией AS365N Dauphin.
В классе 7 тонн это AC352 (Z-15) с двумя двигателями WZ16, созданными на базе Safran Ardiden 3C. На всякий случай, это аналог Airbus H175. Ну, и в классе 13 тонн имеется AC313 (улучшенный Harbin Z-8) с тремя P&WC PT6B-67A, который создан на основе SA321 Super Frelon. Между прочим, вертолет предназначен для работы на больших высотах, а в конструкции использовано много композитов.
Именно эти машины способны полностью исключить закупки вертолетов западного производства. Процесс уже начался. Большинство недавних продаж Avicopter отправились в китайские полицейские подразделения и правительственные учреждения, занимающиеся борьбой с лесными пожарами и последствиями стихийных бедствий. В частности, AC313 используется для тушения пожаров с танками для воды, аналогичными системе на Sikorsky S-70 Firehawk и H225.
Похоже, огромный дракон проснулся, но пока не может по-настоящему взлететь. По мнению западных аналитиков, проблема лишь в недостаточной либерализации воздушного пространства. Позиции народно-освободительной армии здесь кажутся непоколебимыми. А НОАК не хочет делить воздушное пространство ни с кем. С другой стороны, даже сами западные специалисты не скрывают, что на подобные процессы в Штатах и Европе потребовалось более 70 лет.
Поверить, что Китаю удастся пройти такой путь за десятилетие, трудно. Но все же близок тот день, когда китайский вертолетный дракон будет наконец освобожден.
Прогноз для всех всегда положительный
В азиатско-тихоокеанском регионе китайский вертолетный парк уже увеличивается самыми быстрыми темпами. Более 60% гражданских вертолетов работает в коммерции. В сельском и лесном хозяйстве, для наблюдения за ЛЭП и разведки месторождений. Остальные используются в интересах правоохранителей, гражданских служб, в корпоративных целях и для поисково-спасательных работ.
Согласно Aerochine Aviation (представитель Bell), спрос будет расти здоровыми темпами в 17,5% до 2020 года. К новым лизинговым сделкам готовится Гонконг, который станет локомотивом продаж. Предполагаемое послабление налогового режима снизит налоговую ставку по лизинговым операциям оффшорных вертолетов до 4,3%. Гонконг надеется привлечь в город новые капиталы и инвесторов, а также договориться о трансграничных лизинговых сделках с операторами наземных китайских коммунальных служб.
Первый Bell 407GXP уже проник этим путем во внутренний Китай в прошлом году. А известно, что еще в прошлом году Shaanxi Helicopter и Bell подписали торговое соглашение на сто таких машин. В этом году Bell поставила на местный рынок первые три из 110 505 Jet Ranger X, заказанных Reignwood International Investment. Компания является эксклюзивным авторизованным реселлером недавно сертифицированной модели в Китае.
Leonardo намерена поддержать китайские научные исследования в полярных областях. Производитель объявил о покупке одного среднего AW139 Полярным научно-исследовательским институтом КНР (PRIC). Вертолет будет поставлен в 2019 году в соответствующей конфигурации и будет использоваться с нового ледокола для транспортных миссий и ледовой разведки. AW169 будет выполнять миссии с нового ледокола и вблизи китайских станций в Арктике и Антарктике. Кстати, «Леонардо» в общей сложности продала китайским заказчикам порядка 200 вертолетов разных моделей.
Но дальше всех западных компаний продвинулась Airbus Helicopters. Стратегическое партнерство с Китаем крепнет благодаря начавшемуся строительству линии окончательной сборки вертолета H135 в восточной провинции Шаньдун. По имеющимся данным, оно должно завершиться в этом году. В течение следующих 10 лет там будет собрано около ста вертолетов, первый из которых выкатят в 2019 году. Линия будет способна выпускать до 18 машин в год, но строится с прицелом на расширение.
Отмечается, что в Китае H135 является одним из самых популярных легких двухдвигательных вертолетов, используемых для операций HEMS, поисково-спасательных, правоохранительных, пожарных и туристических целей. По оценкам Airbus, в ближайшие 20 лет стране может потребоваться примерно 600 таких машин.
Борьба за рынок полным ходом
Российские производители не намерены отсиживаться в сторонке. В прошлом году на МАКСе холдинг «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию Ростех) заключил три контракта с компанией United Helicopters International Group. До конца текущего года китайские эксплуатанты получат 10 вертолетов (5 легких «Ансат» в медицинской комплектации, 3 Ми-171 в транспортном исполнении и два пожарных Ка-32А11ВС).
Китай заинтересован в высококачественных гражданских машинах. Российские же обладают большим потенциалом благодаря передовым конструктивным решениям и уникальным летным характеристикам. Как отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский, поставки медицинских «Ансатов» будут способствовать обновлению и укреплению вертолетного парка Китая.
Вертолеты Ка-32 уже несколько лет используются в стране для пожарно-спасательных миссий. И не зря. Соосная конструкция считается наиболее оптимальной для борьбы с сильными пожарами в плотной городской застройке.
Китай в настоящее время переживает бум на медицинском рынке. В связи с этим ожидается расширение использования авиации. И тут «Ансат» может пригодиться, как нельзя лучше. Вертолет обладает самой низкой стоимостью среди конкурентов в классе, выдающимися характеристиками и полностью отвечает требованиям китайских властей к медицинским операциям.
Возможно, расширит свое пребывание на китайском рынке и Ми-171. В течение длительного времени модель широко используются здесь для транспортировки и эвакуации из зон бедствия, а также для перевозки грузов, включая медицинские, гуманитарной помощи и строительных материалов.
Как стало недавно известно, холдинг «Вертолеты России» совместно с Росавиацией провел первый этап переговоров с представителями Администрации гражданской авиации КНР (CAAC) относительно подтверждения российского сертификата для «Ансата».
По итогам этого заседания стороны определили необходимые шаги. В ближайшее время делегация CAAC планирует посетить КВЗ, чтобы узнать больше о производстве вертолета. В соответствии с достигнутой договоренностью, китайская сторона приступит к рассмотрению представленной документации. По словам Андрея Богинского, это будут машины с медицинскими модулями, но китайские партнеры также заинтересованы в других модификациях. Первый вертолет поступит в Китай в этом году.
Китайские товарищи прозорливо разглядели заложенные в конструкции модели уникальные возможности трансформации салона. Кроме того, медицинский «Ансат» имеет ряд сильных конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами в своем классе. Прежде всего, это низкая стоимость обслуживания, обучения и ремонта. Вертолет имеет самую просторную кабину в своем классе и может летать на высокой скорости, что делает ее идеальной для дальних полетов. В дополнение «Вертолеты России» в настоящее время ведут переговоры о проверке сертификата для этого типа вертолетов в Бразилии, Мексике и Канаде.
Абсолютно не обращая внимания на кому-то кажущееся недостаточно освобожденным воздушное пространство, Китай спокойно делает свое дело. Западные производители сетуют на каменную непробиваемость чиновничьего аппарата. Но, кажется, дело-то совсем в другом. Не хочет Поднебесная полностью открывать внутренний рынок Западу. Мудро и правильно делает. Кажется, дракон замер на берегу в ожидании, когда мимо проплывут амбиции нежелательных партнеров-конкурентов…