Помощь в режиме 24×7. Жителей глухих сёл Волгоградской области спасает «крылатая скорая»

06.04.2021

Волгоградская область одной из первых в стране возродила санитарную авиацию — свой первый вылет вертолёт «Ансат» совершил в 2017 году. За это время число спасенных пациентов превысило тысячу. С 2021 года «крылатая скорая» работает практически во внесезонном режиме.

Всесезонная готовность

Санавиация, или отделение экстренной консультативной медицинской помощи, входит в структуру городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25. С начала года бригады медиков совершили уже более 40 вылетов.

В этом году мы начали полеты с января — за первый месяц 2021-го было выполнено 5 полетов, — говорит заместитель главврача БСМП № 25 по медицинской части Максим Бочаров. — Во многом нам приходится ориентироваться на погоду, поэтому бывает, что вылеты отменяются из-за туманов или, например, сильного ветра. Но помощь пациентам оказывается круглогодично — для нас не важно какое время года за окном: зима, лето, весна…Главное, чтобы небо было безопасным для полетов.

В задачи санавиации входит оказание экстренной медицинской помощи жителям Волгоградской области для того, чтобы доставить их в крупные медицинские центры региона: областную больницу, кардиоцентр, БСМП № 25, больницу им. С.З. Фишера. Также есть вылеты консультативные, когда в отдаленный район прилетает врач-специалист, например, нейрохирург, гинеколог, которые оперируют больного на месте. Такая помощь необходима, когда пациента невозможно транспортировать в крупный медицинский центр.

— Парк санавиации насчитывает два вертолета, экипаж состоит из двух пилотов и реанимационной бригады. В ближайшее время увеличивать парк мы не планируем. В целом этих сил и средств достаточно, чтобы оказывать помощь пациентам Волгоградской области с острой патологией, — продолжает Максим Бочаров. — Бригады формируются в зависимости от профиля пациента — к тяжелобольной по гинекологическому профилю женщине вылетает, в том числе, гинеколог; если в отдаленном районе нужен травматолог, конечно, такой специалист включается в состав бригады. Но если нужна только эвакуация тяжелобольного в областной центр, летит врач анестезиолог-реаниматолог вместе с медицинской сестрой или медбратом.

В каждом отдаленном районе Волгоградской области имеются приспособленные для посадки вертолёта территории — места с твердым грунтом и достаточным местом для разворота машины. Кроме того, возведены пять специализированных посадочных площадок при крупнейших медицинских центрах Волгограда, Волжского, Камышина и Урюпинска. При необходимости для посадки воздушного судна могут использоваться стадионы и прилегающие к больницам просторные территории.

— Вертолет оснащен техникой как реанимобиль. Он обладает аппаратами для дыхательной поддержки, проведения интенсивной терапии — диффузорами и инфузоматами, дефибриллятором. Другими словами, судно можно назвать летающей палатой реанимации, — отмечает начмед клиники. — В целом для оказания скорой помощи принципиальным является время.

В «золотой час» можно успеть минимизировать последствия сосудистых катастроф и ряда других патологий, сохранить пациентам работоспособность и прежде всего — жизнь. Роль санитарной авиации в этом огромная.

— Чаще всего мы сталкиваемся с инфарктами, инсультами, травмами после ДТП. Учитывая сформированный в больнице № 25 токсикологический центр, мы работаем и с детьми, — говорит врач. — Их с помощью санитарной авиации перевозят с различными отравлениями. Поэтому нередко мы берем на борт не только маленького пациента, но и его законного представителя — маму, папу или другого близкого родственника.

Цена спасения

Контракт на эксплуатацию вертолета «Ансат» заключен с компанией «Русские вертолетные системы». Час полета стоит порядка 273 тысяч рублей. Выбор летательных аппаратов именно этой модели неслучаен — это наиболее оптимальное решение для нашего региона. «Ансаты» летают быстрее, они могут сесть где угодно, в отличие от больших вертолетов типа Ми-8. Поэтому такая мобильная авиатехника, рассчитанная на одного пассажира, которому может быть оказана медицинская помощь во время полета, наиболее приемлема для Волгоградской области, где поселения расположены ближе друг к другу, чем, например, в Якутии.

— В этом году оказанию быстрой и качественной медицинской помощи способствует погода. Пациенты, особенно кардиологического профиля, это ценят и благодарят за экстренное проведение им высокотехнологичных операций, — признается Максим Бочаров. — Но не обходится и без проблем. Основная трудность, с которой мы сталкиваемся, заключается в тяжести состояния пациента. Бывает, что его состояние ухудшается в то время, пока бригада летит к нему на помощь. Медикам приходится стабилизировать состояние больного в условиях «чужого стационара». И здесь важно взаимодействие между бригадой санавиации и врачами в районах. Но у нас получается это делать, проблемы решаются быстро.

Стоит отметить, что все специалисты санитарной авиации проходят специальную подготовку во Всероссийском центре медицины катастроф. Дополнительные курсы и семинары по вопросам взаимодействия служб или применения новейшей реанимационной техники внутри воздушного судна в последнее время проводятся с помощью дистанционных технологий.

Высший пилотаж

Ежедневно в отделении экстренной консультативной медицинской помощи дежурят по две бригады медиков, готовых вылететь в любую точку региона. Длительность каждой смены — 24 часа.

— Не каждый медик сможет работать на скорой и, тем более, в санавиации, — признается заведующий отделением экстренной консультативной медицинской помощи больницы № 25 Владимир Ярмолич. — Здесь нужны энтузиасты, готовые к экстриму, потому что не все выдерживают такой непредсказуемый характер работы. У нас уже сложившийся коллектив, есть старожилы, привыкшие транспортировать пациентов не только на вертолете, но и на самолетах и поездах.

Развитие санавиации продолжается в рамках регионального проекта «Первичная медико-санитарная помощь» нацпроекта «Здравоохранение». К 2024 году планируется увеличение парка медицинских вертолётов.

Напомним, в 2017 году, когда «крылатая скорая» совершила свой первый вылет, бригада санавиации в общей сложности отреагировала на 196 вызовов. В 2018 году совершено 311 полетов, в 2019-м — 269, в 2020-м — более 300. Работа проводится в рамках регионального проекта «Совершенствование системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и национального проекта «Здравоохранение».

Добавим, задачи по повышению качества и доступности современной медпомощи и диагностики жителям всех населенных пунктов региона, вне зависимости от удаленности от областного центра поставил губернатор Андрей Бочаров. 15 марта 2019 года глава обладминистрации лично представил Президенту РФ амбициозный проект по модернизации службы экстренной медпомощи Волгоградской области и созданию в регионе единой современной пациент-ориентированной системы здравоохранения, заручившись его поддержкой.

Источник: riac34.ru

«Русские Вертолетные Системы» — первый и крупнейший гражданский эксплуатант вертолетов типа «Ансат». В парке Компании сегодня 17 вертолетов данного типа, 15 из которых оснащены современным медицинским модулем производства «Казанского агрегатного завода», а также 2 вертолета «Ансат» в ВИП модификации. Также компания располагает 11 вертолетами Ми-8АМТ/МТВ, которые оснащены современным медицинским оборудованием. Весной 2020 года «Русские Вертолетные Системы» стали первым гражданским эксплуатантом новейшего отечественного вертолета Ми-38. Служба HELIMED («ХелиМед») является специализированным авиа-медицинским подразделением компании.

Новости

Не только романтика, но и постоянное обучение Не только романтика, но и постоянное обучение
11.11.2024
Любой пилот и специалист инженерно-технического состава обязан актуализировать свои знания. Обучение на пилота вертолета, согласно законодательству, строго регламентировано и проходит регулярно.
АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов
07.10.2024
АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов, расширяя рамки  традиционного представления о процессе обучения. 
АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга» АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
01.10.2024
27 сентября компания АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»

Клиенты и партнеры