В России уже второй год реализуется масштабная программа развития санитарной авиации, которая позволила консолидировать научный потенциал отечественной авиационной и медицинской промышленности. Поставленная Владимиром Путиным задача создать «хорошо оснащенную службу санитарной авиации» нашла воплощение в современных отечественных разработках в которых используется самые инновационные решения.
Ярким примером такой социально значимой кооперации можно назвать осуществляемую в Казани разработку и промышленное производство медицинских модулей для авиационной техники.
С чего все начиналось?
По словам заслуженного врача России, начальника отдела медицинского обеспечения проведения поисково-спасательных работ отряда Центроспас МЧС Александра Попова, вопрос о модернизации систем транспортировки пострадавших встал особенно остро после трагедии в Беслане, когда было необходимо срочно перевозить пациентов из больницы Владикавказа в специализированные ожоговые и травматологические центры Москвы.
В 2008 году медицинская служба отряда Центроспас, в составе рабочей группы с участием специалистов Минздрава, МЧС России, МВД и медицинских служб Казанского вертолетного завода приступила к реализации специальной программы, ориентированной на координацию и организацию работ по массовым, в т.ч. и медицинским, эвакуациям. Специалисты межведомственной рабочей группы посетили Италию и Германию, было изучено производство медицинского оборудования и специализированных модулей для авиационной техники. «Мы постоянно находимся во взаимодействии с нашими коллегами за рубежом, что позволяет отслеживать наиболее современные тенденции» — говорит Александр Попов.
На данный момент основные модульные системы для самолетов Ил-76, Ан-148, Sukhoi Superjet 100, вертолетов Ми-8 и «Ансат» производятся Казанским агрегатным заводом. Первые модули для самолета Ил-76 были рассчитаны на 4 пострадавших. В процессе модернизации осуществлялся подбор медоборудования, ставились новые задачи. Например — эвакуация недоношенных детей в инкубаторах, проведение экстракорпоральной мембранной оксигенации у пострадавших с тяжелыми заболеваниями легких и сердца, а также их доставки в специализированные кардиохирургические и торакальные хирургические центры России.
Сегодня в системе авиации МЧС 2 самолета Ил-76, каждый из которых рассчитан на загрузку около 20 крайне тяжелых и тяжелых реанимационных больных. Это, как правило, пациенты минно-взрывными травмами, ожогами, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях. Первый вылет такого борта состоялся 10 лет назад — 18 декабря 2008 года, в Израиль, где в крупном ДТП пострадали российские туристы. С того случая наши специалисты регулярно принимают участие в проведении медицинских эвакуаций за рубежом количество которых доходит до нескольких десятков в год.
Развитие идет успешно
Сегодня проводится огромная работа, как Министерством чрезвычайных ситуаций, медицинской службой отряда Центроспаса, так и Министерством здравоохранения в лице Всероссийского центра медицины катастроф. Министерство обороны Российской Федерации, также имеет крупный парк для авиамедицинских перевозок. Темой санитарных авиаперевозок продуктивно занимаются в Главном военном клиническом госпитале им. академика Бурденко и в Военно-медицинской академии им. Кирова. Большой парк специализированных медицинских вертолетов располагается на Северном Кавказе, в Хабаровском крае, Якутии, Ленинградской области, и Крыму.
Необходимо отметить, что санитарная авиация МЧС в России — многофункциональная. После проведения медицинских эвакуаций модули, как правило, снимаются с воздушного судна, отправляются на базу отряда Центроспас МЧС России где проводится их полное обслуживание инженерной группой медицинской службы, в т.ч.: заправка кислородом и электричеством, санитарная обработка, мойка специализированного оборудования.
Быстрое переоборудование позволяет самолетам и вертолетам, в случае необходимости, проводить пожаротушение и переброску спасателей, так что авиационная техника практически никогда не простаивает.
Один из важных плюсов модульной системы – универсальность применения. Медицинское оборудование модуля может работать как электросети воздушного судна, так и от резервных источников питания. Сформирован батарейный запас для аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции легких), санации трахеобронхиального дерева, мониторов дефибрилляторов, кардиомониторов слежения.
Фактически, медики могут реализовывать комплекс мер по защите почек, легких и сердца, применять безаппаратный плазмаферез, т.е. проводить детоксикацию, насыщение и обогащение крови кислородом, перевозить детей с врожденными пороками развития сердца и легких в кувезах с подключением к дыхательной аппаратуре и сохранением полной преемственности и лечебного процесса от момента госпитализации до транспортировки пациента в крупнопрофильный многоцелевой стационар в любой точке России.
При модернизации существующих и разработке новых медицинских модулей, специалисты Казанского агрегатного завода находятся в постоянном взаимодействии с отрядом Центроспас. Богатый и успешный опыт МЧС позволяет определить наиболее актуальные и перспективные направления.
«Новый медицинский модуль для вертолета «Ансат»
2 октября 2018 года делегация «Казанского агрегатного завода» представила на территории авиационного учебного центра АО «Русские Вертолетные Системы» прототип нового медицинского модуля для вертолета «Ансат».
В формировании технического задания, а также разработке компоновки модуля принимали участие специалисты Центроспас МЧС России, ЦЭМП (ГБУЗ Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы), ВЦЭРМ (Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России), ПАО «КВЗ» и эксплуатанты вертолета – крупнейшим из которых является компания «РВС», в парке которой насчитывается 9 вертолетов «Ансат».
В основу данной концепции заложены следующие требования: медицинское оборудование в составе вертолета должно отвечать требованиям безопасности, позволять эффективно проводить медицинские мероприятия, быть легче наземных аналогов и отвечать строгим эргономическим и экономическим требованиям, сохранить принцип модульности конструкции, позволяющей переоборудовать многофункциональный вертолет в течении 15 минут, например, из транспортного варианта в медико-эвакуационный.
От своего предшественника модуль отличается изменённой компоновкой, облегчающей загрузку и выгрузку пациента, расширенным составом и вариативностью медицинского оборудования, а также более удобным расположением членов авиамедицинской бригады относительно пострадавшего. Изменения позволили сделать доступ медперсонала к пациенту более эргономичным и удобным. Применение унифицированных носилок, оборудования и каталки обеспечивает возможность осуществления сквозной транспортировки пациента на носилках, (как с каталкой, так и без нее) без перекладки пострадавшего на всех этапах эвакуации наземным и воздушным видами транспорта, при этом не происходит даже кратковременного отключения аппаратов жизнедеятельности, что значительно снижает риски для здоровья пострадавшего.
В новой модификации вертолета появятся специальные потолочные направляющие, позволяющие крепить медицинское оборудование к потолку вертолета, благодаря чему появилась возможность размещать систему освещения в требуемом медицинским работником месте, а также шприцевой насос и другое оборудование возможно перемещать вдоль кабины для оптимального положения относительно больного.
По словам Генерального директора Казанского агрегатного завода Георгия Глебовича Муштакова «Специалисты компании смогли качественно и оперативно реализовать интересную концепцию загрузки/выгрузки пострадавшего из вертолета. На данный момент модуль прошел предварительные заводские испытания и теперь ожидает сертификации в составе вертолета, а также регистрацию в Росздравнадзоре, после чего станет возможной его эксплуатация в составе новых и уже имеющихся вертолетов данной модели». Генеральный директор отдельно отметил, что «главным эксплуатантом вертолета «Ансат» остается компания «РВС» у которой накоплен большой и успешный опыт по предоставлению услуг санавиации на данном типе вертолетов. У Компании есть квалицированные кадры, которые могут дать конструктивную оценку реализованным решениям».
По словам заслуженного врача РФ, врача анестезиолога-реаниматолога отряда Центроспас МЧС России Александра Попова, при разработке нового медицинского модуля была установка облегчить вес вертолета и не снижать целевую нагрузку по медицине. Миссия была успешно выполнена. Появление в составе вертолета «закатного» устройства позволило облегчить погрузку пострадавшего с земли, экономить время и количество людей, участвующих в этом процессе. «Маленькие или большие новшества, все это позволяет постепенно повысить качество спасения пострадавших и оказания медицинской помощи на борту медицинского воздушного судна», заключил врач.
На данный момент Казанский агрегатный завод ведет работы по установке транспортного инкубатора на вертолет Ансат. Врачи МЧС России заявляют, что за последние три года система эвакуации детей с помощью кювезов стала рядовым событием. Медиками применяется полный комплекс реанимационного оборудования: от вентиляции легких в разноплановых режимах так и полного мониторинга вплоть до применения во время полета УЗИ исследования определенных полостей. Мониторинг состояния пациента и проведение лечебных процедур на борту воздушного судна, позволяет не прерывать лечебный процесс даже во время транспортировки пациента. Пострадавший фактически находится в реанимационном отделении многопрофильного крупного стационара уровня областной больницы.
Планы на будущее
Стартовавший в 2017 году приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» придал новый импульс развитию отечественной санитарной авиации.
Формирование развитого парка медицинских вертолетов – одна из самых приоритетных задач, которые стоят перед отечественной авиационной индустрией. Впервые за многие годы в ряде регионов на регулярной основе возобновились полеты медицинских вертолетов, компании-операторы вертолетной техники получили возможность заказать новые машины, специально разработанные для выполнения санитарных миссий, подготовить летно-технический состав и модернизировать наземную инфраструктуру даже в самых отдаленных районах, а территориальные центры медицины катастроф оперативно реагировать на любые вызовы.
Реализация такого амбициозного проекта позволит обеспечить заказами не только авиационные предприятия, но и разработчиков медицинского оборудования, привлечь в индустрию перспективные кадры, создать задел для дальнейшего успешного развития санитарной авиации и смежных областей, совершенствовать систему оказания экстренной медицинской помощи и, в итоге, повысить качество жизни граждан Российской Федерации.