Настоящее и будущее санитарной авиации Волгоградской области

03.08.2020

Интервью с Натальей Ляховой, Главным врачом Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25, о работе санитарной авиации в Волгоградской области.

1 июня 2017 года Волгоградская область стала первым регионом, где стартовала поддерживаемая Правительством Российской Федерации программа «развитие санитарной авиации» в рамках национального проекта «Здравоохранение».

За 3 года работы вертолетов санитарной авиации, врачам и авиатором удалось наладить воздушный медицинский мост между ведущими учреждениями здравоохранения Волгоградской области и отдаленными населенными пунктами, что позволило спасти множество жизней и существенно сократить время оказания специализированной медицинской помощи.

В этом году начался 4 сезон санитарной авиации, который принес новые вызовы врачам Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25 и авиаторам компании «Русские Вертолетные Системы». 

О работе современной высокотехнологичной службы санитарной авиации, оснащенной современными отечественными вертолетами, рассказала Наталья Ляхова. 

 —  Расскажите пожалуйста, что из себя представляет современная санавиация? Какие специалисты здравоохранения сегодня формируют авиамедицинские бригады и на каких вертолетах они осуществляют дежурство? Как проходит взаимодействие с коллегами-авиаторами?

 —  5 июня 2017 года в регионе возобновила свою работу санитарная авиация с использованием новых отечественных воздушных судов. Это стало возможным благодаря поддержке Губернатора Волгоградской области, а также участию региона в реализации национального проекта «Здравоохранение» и федеральной программы развития санитарной авиации. Было заключено соглашение между Администрацией Волгоградской области, Министерством здравоохранения и Министерством промышленности Российской Федерации. 

Благодаря заключению контракта с компанией «Русские Вертолетные Системы» (РВС), регион одним из первых получил новые вертолеты «Ансат» производства Казанского вертолетного завода. Воздушные скорые оснащены новейшим отечественным медицинским модулем, который был разработан и производится Казанским агрегатным заводом. Оборудование модуля позволяет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь во время эвакуации пациентов в профильное учреждение здравоохранения.

К этому периоду на базе ГУЗ «ГКБСМП №25» была построена и сдана в эксплуатацию вертолетная площадка, которая стала второй в регионе стационарной посадочной площадкой (первая оборудована у областного кардиоцентра). 

При оказании медицинской помощи и формировании авиамедицинской бригады учитывается структура вызова, кардиология – острый коронарный синдром, неврология – ОНМК, камбустиология – ожоги и т.д. Помимо специалистов узкого профиля в состав бригады санитарной авиации входит врач анестезиолог-реаниматолог.

 —  Сколько пациентов в этом году эвакуировали вертолеты «Ансат», в какие населенные пункты авиамедицинские бригады вылетали чаще всего? 

 —  Начиная с июня 2017 года в ведущие больницы из отдаленных районов было эвакуировано более 950 пациентов, находившихся в тяжелом состоянии. В среднем за год санавиация выполняет 300 вылетов и медицинских эвакуаций. Воздушной скорой помощью за 2020 год эвакуированы 162 пациента, из которых 23 ребенка, 3 из них – в возрасте до 1 года. Эвакуация проводилась из 24 районов региона. 

В структуре превалируют пациенты с острой коронарной патологией, острым нарушением мозгового кровообращения, пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии, пациенты с ожогами и отравлениями. Чаще всего авиамедицинская бригады вылетали в Михайловку, Камышин, Урюпинск, Палласовку.  

 —  Как принимается решение о том, каких пациентов эвакуировать воздушным транспортом, а каких наземным?

 —  В отношении организации вылетов воздушного судна принято решение об организации помощи больным с отдаленностью от областного центра на расстоянии более 150 км. Это необходимо, чтобы уложиться в терапевтическое окно при оказании помощи пациентам с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового-кровообращения, а также учитывая правило «золотого часа» т.е. промежутка времени после получения травмы и врачебной помощью, когда последняя наиболее эффективна. 

Можно сказать, что в экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. На расстоянии до 150 км. эвакуация осуществляется наземным транспортом. Хочется отметить, что парк автомобильной техники постоянно обновляется: 4 новых автомобиля с самой современной техникой поступили на вооружение отдела экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации ГУЗ «ГКБСМП №25» в июне этого года. 

Приоритет эвакуации всегда оказывается беременным и детям. С 2019 года заключен договор на оказание помощи с использованием санитарной авиации из Астраханской области. Вылеты осуществляются в такие города, как Знаменск, Ахтубинск, Черный яр.

 —  За три с лишним года работы санавиации, с какими трудностями сталкивались специалисты вашей больницы? Что пришлось решать незамедлительно, что требовало более тщательного анализа?

 —  На первом этапе возобновления работы санитарной авиации проблемы были связаны с организацией посадочных площадок в районах области, гарантировавших безопасное приземление воздушного судна. Помимо этого, с учетом масштабов Волгоградской области, потребовалось организация дополнительных заправочных пунктов для организации вылетов в отдаленные районы. Проблемы были решены и теперь в муниципальных районах оборудованы 33 площадки для осуществления посадки и взлетов воздушных судов. Специалисты «РВС» организовали заправочные пункты в Камышине и Новоаннинске, что позволило решить поставленную задачу и осуществлять вылеты в самые отдаленные районы Волгоградской области.

 —  В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, какие меры предпринимаются для защиты персонала санавиации?

 —  В условиях пандемии основная часть работы легла на Дистанционный консультативный анастезиолого-реанимационный центр, консультации проводятся по телеконференцсвязи с последующим выездом специалиста на место. По опыту работы в 2020 году эвакуация пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию осуществляется наземным транспортом специализированной инфекционной бригадой с соблюдением всех противоэпидемических мер. 

Еженедельно персонал бригад отделения экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации ГУЗ «ГКБСМП №25» и пилоты АО «Русские Вертолетные Системы» проходят обследование на COVID-19. 

 —  Основываясь на вашем опыте, какими вам представляются перспективы отечественного здравоохранения? На сколько важную роль в развитии медицины играют передовые технологии?

 —  В системе здравоохранения региона были проведены значительные реформы, была улучшена материально-техническая база медицинских учреждений, проводится глобальная работа по подготовке кадров. Вся проделанная работа дает положительные плоды. Примером тому могут служить ремонт и восстановление медицинских учреждений, оснащение современным медицинским оборудованием, снабжение граждан бесплатными медикаментами и лечебными препаратами, строительство новых центров диагностики и лечения. 

Современные технологии двигают медицину к новым открытиям и качественному обслуживанию населения. Это не только новейшее медицинское оборудование, но и программное обеспечение, которое автоматизирует все рабочие процессы. Передовые технологии позволяют консультировать и осматривать пациентов даже на расстоянии, а также решать целый ряд других важнейших задач.

Главная же цель нашей региональной санитарной авиации – не снижать темпы оказания качественной и быстрой помощи пациентам из отдаленных районов области и прилегающих субъектов Российской Федерации. К 2024 году число вылетов санитарной авиации планируется увеличить в 2 раза – для этого регион собирается нарастить парк медицинских вертолетов.

«Русские Вертолетные Системы» — первый и крупнейший гражданский эксплуатант вертолетов типа «Ансат». В парке Компании сегодня 17 вертолетов данного типа, 15 из которых оснащены современным медицинским модулем производства «Казанского агрегатного завода», а также 2 вертолета «Ансат» в ВИП модификации. Также компания располагает 11 вертолетами Ми-8АМТ/МТВ, которые оснащены современным медицинским оборудованием. Служба HELIMED («ХелиМед») является специализированным авиа-медицинским подразделением компании.

Новости

АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов
07.10.2024
АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов, расширяя рамки  традиционного представления о процессе обучения. 
АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга» АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
01.10.2024
27 сентября компания АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
АУЦ «РВС» стал членом ААУЦ АУЦ «РВС» стал членом ААУЦ
19.09.2024
АУЦ АО «РВС» стал членом Ассоциации авиационных учебных центров (ААУЦ). На сегодняшний день Ассоциация объединяет 36 российских и зарубежных авиационных учебных центров

Клиенты и партнеры