Интервью с Натальей Ляховой, Главным врачом Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25, о работе санитарной авиации в Волгоградской области.
1 июня 2017 года Волгоградская область стала первым регионом, где стартовала поддерживаемая Правительством Российской Федерации программа «развитие санитарной авиации» в рамках национального проекта «Здравоохранение».
За 3 года работы вертолетов санитарной авиации, врачам и авиатором удалось наладить воздушный медицинский мост между ведущими учреждениями здравоохранения Волгоградской области и отдаленными населенными пунктами, что позволило спасти множество жизней и существенно сократить время оказания специализированной медицинской помощи.
В этом году начался 4 сезон санитарной авиации, который принес новые вызовы врачам Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 25 и авиаторам компании «Русские Вертолетные Системы».
О работе современной высокотехнологичной службы санитарной авиации, оснащенной современными отечественными вертолетами, рассказала Наталья Ляхова.
— Расскажите пожалуйста, что из себя представляет современная санавиация? Какие специалисты здравоохранения сегодня формируют авиамедицинские бригады и на каких вертолетах они осуществляют дежурство? Как проходит взаимодействие с коллегами-авиаторами?
— 5 июня 2017 года в регионе возобновила свою работу санитарная авиация с использованием новых отечественных воздушных судов. Это стало возможным благодаря поддержке Губернатора Волгоградской области, а также участию региона в реализации национального проекта «Здравоохранение» и федеральной программы развития санитарной авиации. Было заключено соглашение между Администрацией Волгоградской области, Министерством здравоохранения и Министерством промышленности Российской Федерации.
Благодаря заключению контракта с компанией «Русские Вертолетные Системы» (РВС), регион одним из первых получил новые вертолеты «Ансат» производства Казанского вертолетного завода. Воздушные скорые оснащены новейшим отечественным медицинским модулем, который был разработан и производится Казанским агрегатным заводом. Оборудование модуля позволяет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь во время эвакуации пациентов в профильное учреждение здравоохранения.
К этому периоду на базе ГУЗ «ГКБСМП №25» была построена и сдана в эксплуатацию вертолетная площадка, которая стала второй в регионе стационарной посадочной площадкой (первая оборудована у областного кардиоцентра).
При оказании медицинской помощи и формировании авиамедицинской бригады учитывается структура вызова, кардиология – острый коронарный синдром, неврология – ОНМК, камбустиология – ожоги и т.д. Помимо специалистов узкого профиля в состав бригады санитарной авиации входит врач анестезиолог-реаниматолог.
— Сколько пациентов в этом году эвакуировали вертолеты «Ансат», в какие населенные пункты авиамедицинские бригады вылетали чаще всего?
— Начиная с июня 2017 года в ведущие больницы из отдаленных районов было эвакуировано более 950 пациентов, находившихся в тяжелом состоянии. В среднем за год санавиация выполняет 300 вылетов и медицинских эвакуаций. Воздушной скорой помощью за 2020 год эвакуированы 162 пациента, из которых 23 ребенка, 3 из них – в возрасте до 1 года. Эвакуация проводилась из 24 районов региона.
В структуре превалируют пациенты с острой коронарной патологией, острым нарушением мозгового кровообращения, пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии, пациенты с ожогами и отравлениями. Чаще всего авиамедицинская бригады вылетали в Михайловку, Камышин, Урюпинск, Палласовку.
— Как принимается решение о том, каких пациентов эвакуировать воздушным транспортом, а каких наземным?
— В отношении организации вылетов воздушного судна принято решение об организации помощи больным с отдаленностью от областного центра на расстоянии более 150 км. Это необходимо, чтобы уложиться в терапевтическое окно при оказании помощи пациентам с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового-кровообращения, а также учитывая правило «золотого часа» т.е. промежутка времени после получения травмы и врачебной помощью, когда последняя наиболее эффективна.
Можно сказать, что в экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. На расстоянии до 150 км. эвакуация осуществляется наземным транспортом. Хочется отметить, что парк автомобильной техники постоянно обновляется: 4 новых автомобиля с самой современной техникой поступили на вооружение отдела экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации ГУЗ «ГКБСМП №25» в июне этого года.
Приоритет эвакуации всегда оказывается беременным и детям. С 2019 года заключен договор на оказание помощи с использованием санитарной авиации из Астраханской области. Вылеты осуществляются в такие города, как Знаменск, Ахтубинск, Черный яр.
— За три с лишним года работы санавиации, с какими трудностями сталкивались специалисты вашей больницы? Что пришлось решать незамедлительно, что требовало более тщательного анализа?
— На первом этапе возобновления работы санитарной авиации проблемы были связаны с организацией посадочных площадок в районах области, гарантировавших безопасное приземление воздушного судна. Помимо этого, с учетом масштабов Волгоградской области, потребовалось организация дополнительных заправочных пунктов для организации вылетов в отдаленные районы. Проблемы были решены и теперь в муниципальных районах оборудованы 33 площадки для осуществления посадки и взлетов воздушных судов. Специалисты «РВС» организовали заправочные пункты в Камышине и Новоаннинске, что позволило решить поставленную задачу и осуществлять вылеты в самые отдаленные районы Волгоградской области.
— В условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, какие меры предпринимаются для защиты персонала санавиации?
— В условиях пандемии основная часть работы легла на Дистанционный консультативный анастезиолого-реанимационный центр, консультации проводятся по телеконференцсвязи с последующим выездом специалиста на место. По опыту работы в 2020 году эвакуация пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию осуществляется наземным транспортом специализированной инфекционной бригадой с соблюдением всех противоэпидемических мер.
Еженедельно персонал бригад отделения экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации ГУЗ «ГКБСМП №25» и пилоты АО «Русские Вертолетные Системы» проходят обследование на COVID-19.
— Основываясь на вашем опыте, какими вам представляются перспективы отечественного здравоохранения? На сколько важную роль в развитии медицины играют передовые технологии?
— В системе здравоохранения региона были проведены значительные реформы, была улучшена материально-техническая база медицинских учреждений, проводится глобальная работа по подготовке кадров. Вся проделанная работа дает положительные плоды. Примером тому могут служить ремонт и восстановление медицинских учреждений, оснащение современным медицинским оборудованием, снабжение граждан бесплатными медикаментами и лечебными препаратами, строительство новых центров диагностики и лечения.
Современные технологии двигают медицину к новым открытиям и качественному обслуживанию населения. Это не только новейшее медицинское оборудование, но и программное обеспечение, которое автоматизирует все рабочие процессы. Передовые технологии позволяют консультировать и осматривать пациентов даже на расстоянии, а также решать целый ряд других важнейших задач.
Главная же цель нашей региональной санитарной авиации – не снижать темпы оказания качественной и быстрой помощи пациентам из отдаленных районов области и прилегающих субъектов Российской Федерации. К 2024 году число вылетов санитарной авиации планируется увеличить в 2 раза – для этого регион собирается нарастить парк медицинских вертолетов.
«Русские Вертолетные Системы» — первый и крупнейший гражданский эксплуатант вертолетов типа «Ансат». В парке Компании сегодня 17 вертолетов данного типа, 15 из которых оснащены современным медицинским модулем производства «Казанского агрегатного завода», а также 2 вертолета «Ансат» в ВИП модификации. Также компания располагает 11 вертолетами Ми-8АМТ/МТВ, которые оснащены современным медицинским оборудованием. Служба HELIMED («ХелиМед») является специализированным авиа-медицинским подразделением компании.