Helirussia-2018: о машинах, технологиях и людях

09.06.2018

С 24 по 26 мая 2018 года в Москве прошла XI Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia. Выставка объемная, зрелищная, с насыщенной деловой программой.

Однако писали о ней незаслуженно мало: в лентах новостных агентств выставку затмил международный экономический форум, состоявшийся в те же дни в Санкт-Петербурге. Между тем это самое крупное событие в сфере вертолетостроения в Европе: 246 компаний из 18 стран, 12 тысяч посетителей, десятки деловых мероприятий.

На чем полетим?

«Вертолеты России» показали на выставке полноразмерный макет легкого многоцелевого вертолета VRT500, который разрабатывается КБ «ВР-Технологии». Машину обещают поднять в воздух в 2019 году, а в 2021 году — запустить в серию. Производители рассчитывают, что к 2030 году модель займет как минимум 15 процентов мирового рынка вертолетов в своем сегменте. Это компактная, экономичная, безопасная машина, которая может использоваться в городских условиях.

Еще одна новинка — опытный образец легкого однодвигательного вертолета «Касатка 505». Это разработка ОКБ Agan Aircraft Group — российского коллектива, работающего на аэродроме Большое Грызлово под Москвой. AGAN — это аббревиатура, состоящая из первых букв имен и фамилий гендиректора компании Арсена Грицкевича и главного конструктора Алексея Никифорова. «Касатка-505» может перевозить на борту троих пассажиров. Использовать эту машину можно будет для патрулирования — например, пожарными или полицейскими, для транспортировки раненых силами МЧС, а также в частной авиации или для обучения пилотированию. Интересно, что это в некотором роде ремейк: разработчики взяли за основу несущую схему популярного в середине прошлого века американского вертолета Sikorsky S-52. Зато фюзеляж, шасси и авионика — наши, российские, самые передовые и современные. Летом 2018 года «Касатка-500» начнет летные испытания, в течение двух лет разработчики намерены получить сертификат на серийное производство.

Впервые в России был показан пятиместный вертолет Bell 505 Jet Ranger X, способный преодолевать расстояния около 600 км и двигаться со скоростью более 230 километров в час. В 2016 году машину начали продавать в Канаде, в 2017 — в США, а в самое ближайшее время Bell 505 Jet Ranger X будет сертифицирован «Росавиацией».

Заметим, что модернизированные вертолеты вызывают ничуть не меньший интерес, чем новые машины. Так, разработка Казанского вертолетного завода — двухдвигательный вертолет «Ансат» дополнили новым медицинским модулем, который сделали тоже в Казани, на агрегатном заводе. Теперь на нем можно перевозить четверых пассажиров, а также загружать носилки с пациентом через задний люк. На выставке было подписано соглашение о поставке модернизированного «Ансата» в Кировскую область. Он будет работать в санитарной авиации компании «Вяткаавиа».

На выставке показали две модификации вертолетов типа Ми-8/17 — военно-транспортный Ми-171Ш, оборудованный новой несущей системой, и первый серийный Ми-171А2, который был недавно запущен в серию. Этот гражданский вертолет будет производиться в пассажирской и транспортной версии, а также в VIP-варианте. Благодаря использованию современных технологий и разработок конструкторам удалось на 10 процентов увеличить скорость вертолета и на четверть — его грузоподъемность. Теперь его можно безопасно использовать в горах и над водной поверхностью, при высоких и низких температурах, в темноте или при высокой влажности. Первый серийный экземпляр Ми-171А2 произведен на авиационном заводе в Улан-Удэ. В рамках выставки его торжественно передали компании «ЮТэйр». По словам гендиректора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, это событие должно дать позитивный сигнал всему рынку вертолетных услуг.

Посетители выставки увидели также опытный образец сверхлегкого вертолета «Микрон» от «РД-ХЕЛИ», оснащенный новым двигателем Ми-2, а также ряд европейских и американских вертолетов.

Хотя основной акцент на выставке был сделан на гражданском сегменте вертолетостроения, не обошлось и без обсуждения военных вертолетов. Так, специалисты ЦАГИ рассказали об исследовательских работах по созданию высокоскоростных винтокрылых летательных аппаратов, а представители холдинга «Вертолеты России» — о разработке для Минобороны перспективного скоростного боевого вертолета, который пока так и называется — ПСБВ. В соответствии с пожеланиями военных, машина должна перемещаться со скоростью 350-400 километров в час.

Дань времени — внимание к беспилотным летательным аппаратам. В этой сфере было показано немало отечественных разработок — дрон «Сириус» от НПО «Авиакосмические технологии», способный сопровождать самолеты и суда в Арктике, авиационная платформа SKYF от ОКБ «Авиарешения», умеющая поднимать в воздух грузы до 250 кг, исследовательский квадрокоптер, разработанный в МАИ, и другие.

Вместо сердца — пламенный мотор

Стоит отметить, что вертолетостроение — это не только разработка и производство самих винтокрылых летательных аппаратов, но и создание комплектующих, силовых установок, бортового оборудования, материалов и так далее. И в каждом сегменте российским производителям есть что показать.

Так, в HeliRussia-2018 приняла участие делегация титановой корпорации ВСМПО-Ависма, продукция которой используется в гражданских машинах «Вертолетов России», а тульский завод «Октава» представил несколько видов гарнитур, в том числе беспроводную гарнитуру ГСШ-А-18Б, которая позволяет наземному персоналу обслуживать бортовую аппаратуру связи воздушных судов. Компания «Бортовые аэронавигационные системы» показала прототип так называемой бортовой системы ситуационной осведомленности вертолетных экипажей. Эта система повысит безопасность полета за счет согласования данных мониторинга воздушной и наземной обстановки с другими системами вертолета. Холдинг «Технодинамика» разработал топливную систему, которая не допускает воспламенения и разлива топлива после крушения вертолета. Эта разработка также должна существенно повысить безопасность полетов.

Однако самым больным местом отечественного вертолетостроения остается, пожалуй, зависимость от импортных силовых установок. Впрочем, вертолетное двигателестроение в нашей стране развивается достаточно энергично, так что эта проблема постепенно уходит на второй план. Ведущая отечественная компания в этой сфере — Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в ГК Ростех).

ОДК выпускает вертолетные двигатели ВК-2500, разработанные санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и представляющие собой следующее поколение двигателей ТВ3-117, обогащенное новыми материалами, системой автоматического управления и различными датчиками. За счет этих нововведений вертолеты, на которых устанавливается этот двигатель, получают совершенно новые возможности

До появления ВК-2500 вертолетные двигатели в Россию поставлялись, в основном, из Украины. Для выпуска российских двигателей на территории ОДК-Климов была создана специальная площадка, где производство было налажено силами сразу нескольких предприятий ОДК: ПАО «ОДК-УМПО», АО «ММП имени В.В. Чернышева», АО «ОДК-СТАР» и других. Так, ОДК-УМПО выпускает девять узлов для этого двигателя: сопловые турбины компрессора, свободную турбину и другие.

На HeliRussia ОДК представила новейшую модификацию двигателя — модель ВК-2500ПС. В этой модели улучшены эксплуатационные характеристики, в том числе используется современная цифровая система управления и контроля с обратной связью. Благодаря этой системе заказчики смогут управлять ресурсом двигателя в зависимости от условий его эксплуатации: при использовании в щадящем режиме сервисное обслуживание нужно будет получать реже. На этом работа по усовершенствованию ВК-2500 не останавливается. Сейчас специалисты ОПК заняты разработкой перспективного двигателя ВК-2500М, который будет обладать повышенной мощностью при сниженной массе.

ОДК-Климов предлагает эксплуатантам вертолетной техники, произведенной в России и СССР, услугу по так называемой ремоторизации, то есть по замене отслуживших свое двигателей ТВ3-117 на новые — ВК-2500 и ВК-2500ПС, а в дальнейшем — на ВК-2500М. Ремоторизация значительно улучшит летные характеристики машины при минимальных затратах со стороны заказчика.

Стоит добавить, что это не единственное направление в сфере производства вертолетных двигателей, над которым работают конструкторы ОДК. Сейчас в компании ведутся работы по созданию перспективного двигателя для вертолетов будущего, который пока называется просто ПДВ. В нем будут использоваться аддитивные технологии, новые современные материалы, а также разработки компании, полученные в ходе создания двигателя ПД-15 для самолета МС-21. Работы по созданию этой силовой установки должны быть завершены к 2025 году.

Человеческий фактор

В ходе HeliRussia-2018 были подведены итоги корпоративного чемпионата профессионального мастерства среди работников предприятий холдинга «Вертолеты России». Рабочие и инженеры десяти компаний соревновались в работе на станках с ЧПУ, производственной сборке изделий, инженерной графике, демонстрировали свои компетенции в работе с композитными материалами и управлении жизненным циклом изделий. Среди победителей — сотрудники ААК «Прогресс», АО «Редуктор-ПМ» и Казанского вертолетного завода. Награды победителям вручил генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский. Он отметил, что работа в вертолетостроительной отрасли почетна и интересна, а задачи компаний сводятся не только к разработке новой техники, но и к завоеванию мировых рынков. Организаторы состязаний отмечают, что основная цель проведения корпоративного чемпионата — повышение интереса молодых людей к инженерным и рабочим специальностям.

Целый ряд мероприятий, напрямую связанных с молодежью и профориентацией, прошел на площадке фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества «От винта!». Этот фестиваль уже много лет проводится Минпромторгом РФ, Союзом машиностроителей России, концерном ВКО «Алмаз-Антей», ОСК, ОАК, АО «Вертолеты России» и целым рядом ведущих технических вузов. Молодые изобретатели в возрасте от пяти до тридцати пяти лет представили свои проекты, связанные с авиацией и вертолетостроением. На стенде проходили викторины и интерактивные игры для юных посетителей, гостей постарше ждали лекции и мастер-классы по вертолетостроению, запуски беспилотников и моделей вертолетов, научно-популярные фильмы. С ребятами встретились авиаконструкторы, руководители предприятий отрасли, командиры экипажей воздушных судов, а также известные спортсмены и артисты.

«HeliRussia и другие подобные мероприятия дают уникальную возможность общения заказчиков с потребителями, — пояснил порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. — Здесь разработчики встречаются с производителями, те и другие — с заказчиками, готовыми обрисовать свои потребности и высказать замечания. Кстати, множество иностранных компаний, принимающих участие в выставке, и гостей из-за рубежа — свидетельство некоторой внешнеполитической стабилизации. Санкции санкциями, но Россия все равно интересна: и как рынок, и как производитель. Выставка HeliRussia традиционно отличается богатой деловой программой — здесь обсуждается широкий спектр проблем от развития сельскохозяйственной и санитарной авиации до нюансов военно-технического сотрудничества.

Кроме того, из года в год много внимания уделяется формированию кадрового потенциала отрасли. И „Вертолеты России“, и Минпромторг, и Союзмаш прилагают немало усилий для того, чтобы молодые люди пополняли коллективы предприятий отрасли. Но когда молодежь имеет возможность принять участие в событии такого масштаба, думаю, профориентационный эффект многократно усиливается. Увлеченные, квалифицированные и талантливые люди отрасли очень нужны. Только в рамках ГОЗ за ближайшие годы российские предприятия должны собрать более тысячи вертолетов, а есть еще гражданская авиация, потребности которой постоянно растут. В наше время принято начинать профориентацию задолго до того, как молодой человек решит поступать в вуз. В этом смысле выставка HeliRussia — замечательный инструмент. Может быть, кто-то из мальчишек, с горящими глазами залезавших на экспозиции в кабины новеньких вертолетов, именно в эти дни принял решение стать авиастроителем?»

В 2019 году выставка HeliRussia также пройдет в Москве, даты уже известны: с 23 по 25 мая.

Источник: aviaport.ru

Новости

АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов
07.10.2024
АО «РВС» активно участвует в подготовке молодых специалистов, расширяя рамки  традиционного представления о процессе обучения. 
АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга» АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
01.10.2024
27 сентября компания АО «РВС» заступила на дежурство в своем базовом аэропорту «Калуга»
АУЦ «РВС» стал членом ААУЦ АУЦ «РВС» стал членом ААУЦ
19.09.2024
АУЦ АО «РВС» стал членом Ассоциации авиационных учебных центров (ААУЦ). На сегодняшний день Ассоциация объединяет 36 российских и зарубежных авиационных учебных центров

Клиенты и партнеры